Дело «Pussy Riot»: пиар по-русски?
Екатерина Самуцевич дала американскому телеканалу CNN своё первое интервью после освобождения из-под ареста. Две другие участницы панк-группы «Pussy Riot» остались за решёткой. Их акция в храме Христа Спасителя никого не оставила равнодушным.
Одни были крайне возмущены поступком, оскорбившим чувства верующих, другие встали на сторону девушек, называя их «политическими мученицами», третьи посчитали их действия выражением современного искусства. К полемике вокруг их дела подключились даже западные звёзды шоу-бизнеса: Мадонна, Пол Маккартни, Денни Де Вито, Стинг, Бьорк и другие.
Чем же на самом деле является их «панк-молебен»: ударом по Русской православной церкви, разгулом безнравственности, может быть, выражением протеста против власти или «арт-перформансом»? Одно очевидно: акция девушек создала им настолько громкую рекламу, что о них заговорили даже в Кремле. Если написать только первые буквы каждого слова в названии этой группы, получится «PR» — пиар! Скажете: «Случайность»? Не уверена.
Своим мнением по поводу происходящего поделилась уральская молодёжь с активной гражданской позицией. Вот ответы на вопрос: заслуживают ли участницы «Pussy Riot» наказания и если «да», то какого?
Ксения Коркина, член Общественной молодёжной палаты при Курганской областной Думе:
— Всю шумиху по поводу выступления «Pussy Riot» против современного правления я считаю надуманной. Эту историю каждый трактует в свою пользу — участники выступлений на Болотной площади, к примеру. Великие мученицы современности? Бред! Если ты действительно чем-то недоволен, найди другие, более действенные, а самое главное — законные пути высказаться и привлечь внимание к своей проблеме. Я не судья, но чисто по-человечески считаю, что они не имели права посягать на веру, даже если таким образом выражали свою гражданскую позицию. Эти девушки посягнули на святое, а это уже не шутки! Вот сняли фильм «Невинность мусульман», так мусульмане за голову режиссёра пообещали вознаграждение. А у нас получается, что в главном храме страны пляши — не хочу! Считаю, «Pussy Riot» надо привлекать к уголовной ответственности. По-моему, их акция есть ни что иное, как разгул безнравственности и полное отсутствие МОЗГОВ!
Константин Романов, кинорежиссёр:
— Вообще не достойно оно внимания, всё это отвлекающие маневры власти. XXI век: человечество практически освоило солнечную систему и перешло к подготовке экспансии в дальний космос. А хотя нет… копит на пятый айфон и обсуждает, хорошо это или плохо, когда непотребные девицы где-то танцуют.
Александр Лисихин, организатор акции в поддержку «Pussy Riot» в Кургане в рамках международного дня «Free Pussy Riot»:
— Наказание должно быть, но соразмерным тяжести проступка. Никакого оскорбления чувств верующих не было! Их акция – это съёмки клипа и не более того. Это не удар по РПЦ, не разгул безнравственности. Это голос времени, выражение абсурда сегодняшней власти, сегодняшнего карманного суда. «Pussy Riot» — политические мученицы однозначно, потому что суд не справедлив и не по закону действовал. Мы организовали акцию в Кургане. Это был пикет в защиту Конституции и законности. Поступок девушек я не поддерживаю, но процесс над «Pussy Riot» стал средневековой инквизицией. Они уже полгода за танец сидят в тюрьме!
Хатуна Шония, юрист, заместитель председателя Молодёжного парламента при Думе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
— Уверена, что каждый человек за свои деяния получает по заслугам, всё возвращается! Как юрист считаю, что участницы группы «Pussy Riot» заслуживали всё-таки штрафных санкций в соответствии с КоАП и исправительных работ.
Марина Мариненко, член Совета Общественной молодёжной палаты при Тюменской областной Думе:
— Я думаю, это не было просто ударом по РПЦ, они знали, в каком месте можно привлечь к себе столько внимания, чтобы об их поступке заговорили. Это было выражение протеста против власти, но «Pussy Riot» не сами по себе пошли на этот шаг. Скорее всего, у них есть идейный вдохновитель. Похоже, девочки любят экстрим и повышенное внимание к себе, поэтому и согласились на такое. А ещё они неверующие, потому что, даже будучи приверженцами другой конфессии или религии, они бы так не поступили. Я осуждаю их, но не отношу себя к тем людям, кто их гневно ругает, грозит тюремным заключением на несколько лет, думаю потому, что меня тоже не всё устраивает в нашем нынешнем государстве. Осуждаю только из-за того, что это было в церкви, в доме Божьем! По моему мнению, они заслуживают наказания, но не тюремного заключения.
Иерей Андрей Замятин, клирик кафедрального Собора святого благоверного князя Александра Невского:
— Поступок страшный, аморальный, вызывающий отвращение. Не должно такого совершаться. Но Церковь должна простить. Если мы будем везде о них плохо говорить, мстить, это будет возврат во времена Ветхого завета, когда работал принцип «око за око, зуб за зуб». Что сделал Христос, когда его распяли на кресте? Он сказал: «Господи, прости им, ибо не ведают они, что творят». Я приведу такую историю. Когда-то в Украине игуменом монастыря был преподобный Иов Почаевский. Однажды ночью в монастырь забрался вор. В селе, где жил грабитель, все знали его как порядочного человека, не догадываясь о его тёмных делах. И вот он проник в помещение монастыря, где хранили пшеницу, и начал нагребать мешок. В это время Иов, творя молитву, прогуливался по территории. Когда игумен подошёл к грабителю, тот сильно перепугался, что слух о его делах дойдёт до родного села. Но Иов не осудил его, не вызвал подмогу. Он преспокойно помог вору набрать мешок зерна, взвалил его себе на спину и вынес за ограду. «Я тебя не осуждаю, — сказал игумен. – Но каждому из нас предстоит отвечать перед Богом за свои поступки».
Евгений Скворцов, президент Курганской городской общественной организации «Военно-спортивный клуб «Стрелец»:
— Мое мнение – заслуживают наказания. И жалко, что одна из них только условно получила. Свобода свободой, а уважать окружающих надо, чтобы в следующий раз призадумались: а стоит ли оно того?