Молодежное самоуправление — а нужен ли закон?
Как и обещал, этот пост я полностью посвящаю своим мыслям по поводу законопроекта «Об общих принципах организации молодежного самоуправления».
Начнем по порядку по ходу документа. Первое, что сразу напрягает это предложение формировать молодежные парламенты путем прямых выборов, причем делать это обязательно, и организовывать эти выборы, должна, так же обязательно созданная на всех уровнях, молодежная избирательная комиссия. Рассмотрим две стороны этого предложения. С одной стороны, выбранные на настоящих общих выборах молодые парламентарии, сразу получают опыт участия в избирательной компании и имеют право опираться на избирателей, а обязательность создания МП, призывает решить проблему их существования в тех муниципалитетах и регионах где законодательные собрания не принимают решения об их создании, что же касается избирательных комиссий, то они призваны, формировать кадры, для будущих «взрослых» выборных кампании. Но рассмотрим другую сторону: полноценные выборы дело не дешевое, да и молодежную избирательную комиссию тоже нужно содержать, и все это, в данном законопроекте, предлагается делать, на средства местных бюджетов, хотя фактически у этих бюджетов зачастую не хватает денег для выполнения текущих обязательств, таких как освещение улиц, ремонт дорог и т.п., а руководство муниципалитетов еще и успевает решать другие проблемы, такие как ремонт жилья, например. И в этом ракурсе мне кажется сомнительным, желание молодежи жить в темноте и ходить по грязи, но с выбранным членом ОМП! Когда я задал этот вопрос на заседании комиссий ОМП при ГД ФС РФ, мне ответили, что в одном из округов РФ такой опыт уже был, голосование там было электронным и СМС и из бюджета не потратили ни копейки, и вот тут возникает другой вопрос, а откуда тогда потратили, если предположить, что от спонсоров, то о каких честных выборах идет речь, ведь кто платит, тот и музыку заказывает. Но, насколько я знаю, все было еще проще: люди голосовали с помощью платных СМС, и здесь снова два вопроса. Первый: как посчитать явку избирателей и оценить легитимность выборов, а второй – к вам, дорогие читатели, многие ли из вас согласны платить за реализацию конституционного права – выбирать. Можно, конечно, голосовать бесплатно в социальных сетях, но тогда легитимность становится ещё более сомнительной. Ещё меня смущает, что в вопросе формирования МП лидеры палаты при ГД постоянно ссылаются на указанный выше сомнительно положительный опыт одного региона, при этом, отметая сложившийся путем проб и ошибок опыт большинства регионов, и существующие у них положения, которые, кстати, не запрещают формировать молодежные парламенты путем прямых выборов, но оставляют это на усмотрение, местных властей. Второй аспект – это обязательное создание вышеупомянутых структур, ведь в тех регионах, где депутаты законодательных собраний сами принимают такое решение, они тем самым выражают готовность прислушиваться к идеям молодежи и работать с ними. А если заставлять создавать молодежные парламенты «из-под палки», это может только испортить отношения между молодыми парламентариями и депутатами, что приведет к задвиганию молодежных инициатив и самих членов ОМП на задний план.
Что же касается молодежных избирательных комиссий как кузницы кадров, я ради интереса посмотрел состав полутора десятков избирательных комиссий различного уровня, и в каждой из них обязательно есть молодежь, так что там четко прослеживается передача опыта и подготовка кадров для работы в будущем, и на мой взгляд, проблема не актуальна.
Далее по тексту: «Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органом муниципальных образований не могут входить в состав молодежного парламента». Авторы законопроекта неоднократно уверяли, что он направлен на продвижение молодежи и привлечения её к решению государственных проблем на самом высоком уровне. Теперь на секунду представим молодого человека, выбранного в сельскую Думу. По сложившейся практике на большинство конференций и съездов районного, регионального и федерального уровней выезжают председатели сельских Дум, а рядовых депутатов за пределами их села никто не знает. Участие, например, в областном молодежном парламенте для этого человека — шанс реализовать свои идеи на региональном уровне. А, приняв законопроект с указанной цитатой, мы буквально законсервируем его на самом низком уровне власти.
Есть еще масса мыслей и вопросов по данному законопроекту, но при этом нельзя не отметить, что основная его мысль – привлечение внимания власти к проблемам молодежной политики, и создание нормальных условий для работы молодежных парламентов, и других молодежных структур, там, где их пока еще нет, очень правильная и необходимая, другое дело, что, на мой взгляд, в таком виде закон принимать нельзя, ведь у депутатов должен быть такой же принцип, как и у медиков — «не навреди». В данный момент законопроект направлен в профильный комитет Государственной Думы, но один из авторов заверил меня что предполагается, в случае его одобрения в качестве основы, создать рабочую группу, совместно с депутатами ГД, для его корректировки, так что буду рад любым вашим предложениям.
В общем и целом преимущество молодежи, в том, что мы еще не полностью влились в систему, и способны заглянуть за рамки и увидеть то, что старшее поколение удрученное большим опытом зачастую считает невозможным, мы самые работоспособные и креативные люди, поэтому вместо того, что бы загонять себя в рамки подобными законами, мы должны расширять границы и свежим незамыленым взглядом находить новые решения для любых вопросов, даже для тех, которые кажутся нерешаемыми, при этом, опираясь на советы и опыт старших коллег хотя бы для того, что бы не наломать дров!