Создание собственного бизнеса. Шаг второй.
В прошлом материале я попытался ответить на часто возникающие вопросы о первых шагах на пути создания собственного бизнеса.
Сегодня речь пойдёт, так сказать, о втором шаге — о привлечении стартового капитала, льготном доступе к инфраструктуре, юридических тонкостях и подборе кадров.
Итак, вы имеете необходимый опыт и навыки, запаслись желанием, определились с бизнес-идеей и составили бизнес-план. Возникает вопрос – где взять деньги. Конечно, здорово, когда начать бизнес позволяют собственные сбережения. Но, как правило, их всегда недостаточно.
Наиболее очевидный источник – кредиты банков. Банков у нас в регионе не мало, программ кредитования малого бизнеса у них тоже хватает. Беда в том, что в основном они рассчитаны на развитие действующего бизнеса. Финансирование стартапов – скорее исключение и встречается не часто. К тому же это почти всегда означает повышенную ставку по кредиту (т.к. отсутствует кредитная, да и просто финансовая история организации). Потому и не будем серьёзно воспринимать этот источник (просто держим в уме).
Более интересным вариантом для начинающих предпринимателей Зауралья являются государственные субсидии. Во-первых, это финансовая помощь на содействие самозанятости, которая предоставляется безработным гражданам, в виде единовременной выплаты в размере 58,8 тыс. рублей. Подробную информацию об условиях предоставления можно получить в местном центре занятости населения. Деньги небольшие, серьёзное производство на них не наладить, но на организационные затраты хватит.
Параллельно с этим действует система грантов на создание собственного бизнеса. Ежегодно органы местного самоуправления (администрации городов Кургана и Шадринска, администрации районов) проводят конкурс на предоставлении грантов. Сумма гранта – до 300 тыс. руб. Особенностью предоставления поддержки является то, что грант предоставляется в виде компенсации уже произведённых вложений. К слову сказать, моя компания в своё время тоже получила такой грант. Сейчас в наших масштабах деятельности это не такая большая сумма, но, поверьте, в первые месяцы существования, она очень помогла.
Эти виды поддержки предоставляются как раз начинающим, без финансовой и кредитной истории предпринимателям. Их можно использовать как по отдельности, так и последовательно (сначала получить 58,8, потом 300, итого будет 358,8 + свой вклад, пусть небольшой – неплохо для начала).
Если ваша бизнес-идея предусматривает сильную социальную составляющую, перед вами открываются дополнительные возможности. Существует много конкурсов для социальных предпринимателей. Один из наиболее интересных – это конкурс проектов «Социальный предприниматель», который проводит ежегодно фонд «Наше будущее». В его рамках можно получить беспроцентный займ до 500 тыс. руб. (для стартапов) на срок до 5 лет.
Таким образом, грамотно сочетания различные виды поддержки, за несколько месяцев можно сформировать достойный стартовый капитал для создания бизнеса.
Следующий вопрос – инфраструктура. Не секрет, что это одна из наибольших статей расхода в первое время существования бизнеса. Здесь вариантов решения проблемы не много, но они есть. Для организаций, предоставляющих услуги – возможность пользования офисом и оргтехникой (соответственно, не нужно её покупать на первоначальном этапе) на льготной основе на площадях Бизнес-инкубатора Курганской области. Для производственных и инновационных стартапов – возможность размещения в областном технопарке.
Юридические тонкости. Незнание закона не освобождает от ответственности, а знание – запросто. Поэтому перед самым началом процесса госрегистрации своего ИП/ООО необходимо изучить этот вопрос с правовой точки зрения. Идеальный вариант – изучить первоисточники (законы, кодексы). Но, боюсь, для этого понадобится получить высшее юридическое образование. Поэтому этот вариант сразу отпадает. Остаётся изучений статей в Интернете (коих немало, причём совсем недурного качества) + личная консультация в налоговой службе и отделении Пенсионного фонда.
Должен отметить, что очень хорошо помню процедуру создания бизнеса в начале 2000-х годов (т.к. работал помощником адвоката, и наш кабинет как раз специализировался на корпоративном праве), и мне есть с чем сравнивать. Так вот, по сравнению с теми временами, сегодня бюрократических препонов в разы меньше. И вообще почти вся процедура автоматизирована, что минимизирует ваши движения.
Из наиболее часто встречающихся подводных камней могу отметить следующее. После открытия расчётного счёта в банке вам обязательно напомнят о необходимости представления сообщения в налоговую инспекцию об открытии счёта в 10-днейнвый срок. Но почему-то большинство банков упорно игнорируют то, что уже несколько лет аналогичное сообщение нужно представлять в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (тоже, как и в налоговую, под страхом штрафных санкций).
В остальном всё идёт, как правило, ровно.
Кстати, по поводу организационно-правовой формы до сих пор бытует убеждение, что ИП намного проще, чем ООО. Есть, конечно, плюсы, но в целом, разница между этими формами постепенно стирается, по мере изменения законодательства. С 2013 года, к примеру, индивидуальные предприниматели тоже обязаны соблюдать кассовую дисциплину.
«Кадры решают всё!». Но как раз с кадрами, пожалуй, сложнее, всего, особенно на этапе создания бизнеса. Хорошо, если специфика вашего бизнеса на первоначальном этапе позволяет вам справляться собственными силами. Если же вам нужны работники, вы неминуемо столкнётесь с проблемами. Во-первых, профессионалов в любые времена немного, и они требуют достойной зарплаты. Это неминуемо влечёт для вас финансовые трудности. Во-вторых, профессионалы, как показывает практика, не стоят в очереди на трудоустройство, и вам придётся их поискать.
Если опять же интересный вариант, который предлагает государство. Это программы трудоустройства безработных граждан. Например, благодаря программе стажировки выпускников учреждений профессионального образования вы можете взять на работу выпускников (естественно, без опыта работы) сроком до 4 месяцев. При этом центр занятости будет компенсировать вам их зарплату (в размере МРОТ + налоговые и пенсионные начисления). По программе трудоустройства людей с ограниченными возможностями вы можете получить субсидию на создание рабочего места для работника с ограниченными возможностями (это может быть как раз профессионал). Есть и другие возможности, нужно уточнять в вашем местном центре занятости.
Ещё раз повторюсь, что для достижения наибольшего эффекта все перечисленные меры поддержки и возможности (а также то, о чём я писал в предыдущем материале) лучше совмещать. Тогда ваш старт будет успешным и перспективным.
В следующем материале речь пойдёт о дальнейшем развитии молодого бизнеса.
Первоисточник — Информационно-деловой портал «Область 45″